Уважаемые родители (законные представители)!

Информацию о работе дежурных групп можно получить по телефону: 45-80-94

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

01.09.2019, 6053 просмотра.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игрыи строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействиесопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей,отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельностивзрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чемдругие.

При распределении ролей могут возникать конфликты, связанныес субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игровогопространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».(В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре«Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качествепериферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятсяразнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать додвух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собойсхематичные изображения различных объектов, но могут отличатьсяоригинальностью композиционного решения, передавать статичные идинамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер;достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты снебольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображениечеловека становится более детализированным и пропорциональным.

Порисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональномсостоянии изображенного человека.Конструирование характеризуется умением анализировать условия,в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщеннымспособом обследования образца. Дети способны выделять основныечасти предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность можетосуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляетсяконструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз(два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваиваютдва способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостногообраза, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образак природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, длятого чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Ониназывают не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточныецветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастаниюили убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствиемформы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том,что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольниковизвестные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образноемышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, нои совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решенияокажутся правильными только в том случае, если дети будут применятьадекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядногомоделирования; комплексные представления, отражающие представлениядетей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а такжепредставления, отражающие стадии преобразования различных объектови явлений (представления о цикличности изменений): представленияо смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектовв результате различных воздействий, представления о развитии и т. д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что являетсяосновой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте удетей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинаютформироваться операции логического сложения и умножения классов.

Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могутучитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.Как показали исследования отечественных психологов, дети старшегодошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределыих наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведенияспециальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорныезвуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительностьречи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используютпрактически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богачестановится лексика: активно используются синонимы и антонимы.Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать покартинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролейв игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокойпродуктивностью; применением в конструировании обобщенного способаобследования образца; усвоением обобщенных способов изображенияпредметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных формобъектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительныхсредств (схематизированные представления, комплексные представления,представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать,причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.